Ведение учета доходов и расходов хозяйственных операций индивидуального предпринимателя | Личные финансы

Ведение учета доходов и расходов хозяйственных операций индивидуального предпринимателя

вторник, 25 октября 2016

Ведение учета доходов и расходов хозяйственных операций индивидуального предпринимателя зависит от того, какую систему налогообложения он выбирает или какая система соответствует его величине дохода и виду деятельности. Для каждой системы налогообложения существует своя книга учета  и своя система отчетности и начисления налогов. Однако, любая система все равно предусматривает обязательное ведение первичного учета хозяйственных операций, то есть первичной документации, без которой любой учет невозможен в принципе. В графу расходов предприятия обязательно вносятся все расходы: на закупку товара, заработная плата персоналу, налог на доходы работников, расходы на покупку основных средств, а также расходы на приобретение нематериальных активов. Сюда же вносятся расходы на рекламу, маркетинг, участие в выставках и прочее. Как более детально расписать графу расходов, знает профессионал-бухгалтер, мы не будем на этом останавливаться. Ведь есть довольно неочевидные вещи. К примеру, участие в выставке относится к нематериальному, а вот приобретение стендов и другой выставочной продукции - это уже расходы на покупку средств. Что касается выставочной продукции, то это в том числе и  мобильные стенды, обзор видов которых можно посмотреть по ссылке.

  • Порядок ведения учета
  • Первичные документы учета.
  • Порядок заполнения.

 

Порядок ведения учета


В книге отражается имущественное положение ИП, а также все результаты хозяйственной деятельности. Ведется она на русском языке в национальной валюте Российской Федерации. если первичные документы, которые сопровождают хозяйственные операции, составлена на других языках, то они должны бить переведены на русских язык построчно, с соблюдением всех языковых отличий.
Книга может вестись как в электронном виде, так и на бумажных носителях, в момент сдачи отчета она обязана быть в твердой копии на бумажном носителе. Книга обязательно нумеруется, прошивается и регистрируется в налоговой инспекции по месту отчетности. На последней странице, указывается число регистрации, количество страниц, заверяется руководителем налоговой службы и скрепляется печатью.
В случае, если деятельность предпринимателя содержит те формы отчетности, которые не предусмотрены стандартом книги. с разрешения налоговой службы, предприниматель в праве разработать свой тип книги учета и позиций, которые позволяют вычислить налоговую базу без искажений.
В ней не допускаются исправления и подтирки, а любое изменения должно быть заверено ответственным за ведение книги и Индивидуальным Предпринимателем. Все записи и хозяйственные операции должны в обязательном порядке подтверждаться первичными документами, принятой формы и имеющими хождение на территории Российской Федерации. С окончанием отчетного периода (один год) заканчивается срок действия книги. Она становится недействительной и необходимо заводить новую.

Первичные документы учета


Ведение учета доходов и расходов хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, основано на обязательном документообороте первичных документов. Документ обязательно должен иметь:

  1. наименование документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование субъекта предпринимательства, составляющего документ;
  4. содержание по пунктам;
  5. Количество в единицах измерения, цену и конечную сумму стоимости.

Документ должен быть подписан составителем с указанием числа и места составления. Все учетные документы, лежащие в основе расчета налоговой базы, должны бить подписаны ИП (кроме кассового чека).
Составляется первичный документ непосредственно в момент совершения операции.
Следует напомнить, что с 1 января 2013 года те формы учетных документов, которые содержит альбом унифицированных форм не являются обязательными к применению. В частности счет-фактуры, которые признано не считать первичными. Полный перечень документов первичного учета для конкретного вида деятельности, или типа  налоговой отчетности надо уточнить в налоговой службе по месту регистрации.
Первичный документ может составляться в электронном виде с применением специальных текстовых программ, с многоуровневой защитой. Однако на момент проверки, по требованию проверяющего его надо пере нести на бумагу с оригинальной подписью Индивидуального предпринимателя.

 

Порядок заполнения


Ведение учета доходов и расходов хозяйственных операций индивидуального предпринимателя основан на правильном заполнении  книги.

Заполнение графы доходов


По графам:

  1. Поступления в кассу. Заполняется дата, номер z-отчета по кассовому аппарату, в конце рабочего дня, или приходный кассовый ордер, сумма в рублях.
  2. Поступления на расчетный счет. Дата получения, номер платежного поручения или выписки со счета, сумма.
  3. Бланки строгой отчетности. Если в течение рабочего дня было выписано несколько БСО, то намного разумней выписать один приходный кассовый ордер с указанием номеров бланков.
  4. Иногда приходится возвращать полученную оплату. В реальном бизнесе это не редкость. Но в этом случае заносить эти суммы в поступления нельзя. Сумма возврата заносится в графу приход, но с минусом. С обязательным указанием номера того документа по которому она была получена.
  5. Кроме того поступления могут быть на основании других документов: договор, товарная накладная, Акт приемки, и другие. В графе заносится собственное имя документа, его номер и сумма поступления.

Все записи делаются в реальном времени, непосредственно в момент получения информации о получении средств и подтверждающих документов.

 

Заполнение графы расходов


Надо сразу запомнить, затраты на приобретение товара, до момента его реализации в графу расходов не заносится.
В графу расходы заносятся только те расходы которые являются неотрывной частью деятельности субъекта предпринимательства, поэтому пополнение собственного счета или увеличения уставного капитала к таковым не относятся.

 

  1. Расходы на закупку товара, после его реализации (в виде разницы затрат и поступлений, как доход).
  2. Заработная плата персоналу.
  3. Налог на доходы физического лица (работников).
  4. Расходы на приобретение основных средств.
  5. Расходы на приобретение нематериальных активов.

Для более профессионального владения инструментами учета, желательно пройти обучение, или пригласить на должность штатного бухгалтера профессионального работника. Это исключит возможные ошибки в заполнении книги, а соответственно и ошибки в ведении учета доходов и расходов хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.