Насколько эффективны бизнес инкубаторы | Личные финансы

Насколько эффективны бизнес инкубаторы

среда, 8 июня 2016

В условиях российской действительности, когда предпринимательская активность населения едва ли больше нуля, любой, пусть и маленький результат, в работе по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, огромная польза. Бизнес инкубаторы просто необходимы в условиях резкого контраста в российском бизнес пространстве, когда основное наполнение государственной казны происходит за счет деятельности мега компаний, которые эксплуатируют недра, и практически срослись с государственными финансовыми потоками. Оборудование и установки для нефти - прерогатива именно этих компаний. Инфраструктура регионов в плачевном состоянии, и изменить ситуацию можно только с помощью системных мероприятий по повышению деловой активности населения, и центров поддержки бизнес инициатив. Поэтому рассуждать, насколько эффективны бизнес инкубаторы еще не время! Их надо повсеместно развивать, и поддерживать.
Проект подобного развития малого предпринимательства, придуман не в России, как считают некоторые не совсем информированные эксперты. Это пришло к нам из Западной Европы, а туда из Америки. Несмотря на то, что инкубационные программы появились все же в Европе (в Великобритании),  по настоящему они получили популярность в США и были усовершенствованы в тот функциональный тип, который и пришел к нам в конце существования СССР (1990г). Через некоторое время, в бурные девяностые, они были подзабыты, и по настоящему заработали только в начале третьего тысячелетия.
Какие задачи ставятся перед инкубатором?

  • Экспертная оценка проекта, и методическая помощь, по его отработке.
  • Предоставление площади для разворачивания проекта.
  • Методическая и практическая помощь в разработке бизнес-плана.
  • Методическая и практическая помощь в поиске источников финансирования, или инвестора.
  • Методическое и юридическое сопровождение проекта до момента его рыночной самостоятельности.

Насколько эффективны бизнес инкубаторы, достаточно легко определить по тем проектам, которые они «выпустили» в рынок, и по росту предпринимательской активности в регионе.
Хотя надо быть объективными в вопросе предпринимательской активности, она зависит не только от успешности инкубационных программ. А точнее очень мало от них зависит. Однако, все же реальный бизнес успех, это очень сильный фактор влияния на интерес населения к бизнесу и инкубаторы, в этом отношении весьма важное звено в популяризации предпринимательства.

На каком ресурсе они создаются?


В этом отношении определенных правил, или устоявшихся методик нет. Чаще всего такие центры, создаются при учебных заведениях, или при муниципалитетах на их ресурсе. Кроме законодательной базы, федеральное правительство помощи местным властям не оказывает. Все отдано на их решение и финансирование. А поскольку в бизнес активности нуждаются как раз те регионы, в которых местный бюджет дотируется, там он и испытывает главные трудности. Это слегка портит впечатление и том, как на самом деле решается вопрос развития малого бизнеса в стране.
Естественно, поскольку муниципальный ресурс на местах ограничен, развитие подобных услуг слегка запаздывает за реальной потребностью в развитии инфраструктуры.
В этом плане неплохо бы брать пример со стран с высокой эффективностью малого бизнеса, который дает бюджетам этих стран до четверти бюджетных поступлений. Там такие центры создаются крупными корпорациями, которые не жалеют своих доходов для дотирования малого бизнеса. И это хорошо окупаемое направление, поскольку если из сотни представленных и принятых к разработке проектов, один будет нести в себе новаторскую идею, все предприятие окупается эффектом от одной такой идеи, принятой в корпорацию. Таких программ на много больше, чем тех, которые находятся на муниципальном финансировании.
Однако это уже вопрос к нашим мега корпорациям.

В чем конкретная помощь страртапам?


Собственно, во всем! Начиная от экспертизы проекта, до момента его полного внедрения в рынок. На первом этапе это, в большинстве случаев, бесплатно. Даже если соискатель пришел с голой идеей, не имея ни команды, ни представления о том, как продолжать работу по развитию, он сможет получить квалифицированную помощь, вплоть до создания команды, и юридического лица. Консультационная и экспертная группа, приложит массу усилий, если идея, интересная и неординарная, что бы она была не загублена.
Основные задачи и услуги бизнес инкубаторов:

 

  • арендованная площадь, для начинающего предпринимателя;
  • методическое и консультационное обучение основам;
  • консультационное сопровождение предприятия.
  • возможность обращаться в любое время за помощью в случае необходимости, после приобретения полной самостоятельности.

Все кроме аренды бесплатно. Да и аренда носит скорей демонстративно-методический характер, чем является источником значительных доходов центра. Часто соискателю дают площадь, на первое время совсем бесплатно, если идея достаточно интересна. Более значительные поступления начинаются в период после становления бизнеса. До момента ухода в свой офис, они платят центру, небольшую долю от своего дохода. Остальное восполняет муниципальный бюджет.

Количество таких программ растет, но растет достаточно медленно. Если Москва, Санкт Петербург и Казань уже имеют тысячи и сотни таких центров, то в других регионах едва ли единицы. Эффективность предпринимательской активности легко заметна на примере этих городов. Чем больше таких центров, тем лучше развит бизнес. Эта простая статистика и отвечает на вопрос, насколько эффективны бизнес-инкубаторы.
Ведь центр решает самую главную проблему начинающего предпринимателя - дает ресурс для развития. Да, за него в последующем придется заплатить, но эта плата, во-первых, не вечна, во-вторых не столь высока и посильна.  Те бизнесмены, которые прошли через подобные центры, показывают хорошую конкурентность и устойчивость. А это и есть главный аргумент в пользу инкубационных проектов.
Их надо развивать и усилять дополнительными финансовыми потоками. А свою эффективность, они покажут на деле развитием инфраструктуры страны.