Как начать вести управленческий учет? | Личные финансы

Как начать вести управленческий учет?

суббота, 30 июля 2016

Для начала надо понимать разницу в бухгалтерском и управленческом учете. Бухгалтерия - это материально финансовый учет без динамики изменений и зависимостей. То есть это статические цифры, которые отражают те события и операции, в результате которых получаются суммирующие данные - итоговые результаты. Это важно для отчетов перед фискальными органами, важно для учета материальных и финансовых ценностей компании, но это не дает пищи для анализа динамики изменения рыночной конъюнктуры и общего представления о процессе. На основании бухгалтерского учета сложно составить картину сезонных зависимостей между всеми показателями. Как можно сопоставить маркетинговые данные о динамике продаж с внутренними показателями. У бухгалтерии свои задачи, а у управленца свои, и для оперативного и эффективного менеджмента необходим управленческий учет. Как его вести? С чего начать, то есть, как начать вести управленческий учет?

Если вы только начинаете вести бизнес, то необходимо знать также о юридических деталях, налоговых тонкостях и прочем. Важно, чтобы ваша компания имела юридический адрес. Можно подобрать и купить юридический адрес от собственника, который имеет подтверждение. Почему мы об этом говорим? Лучше на самом старте бизнеса выбрать адрес, который не будет зависеть от адреса снимаемого вами помещения. Это поможет избежать проблем с налоговой инспекцией и прочее. Подумайте об этом еще до регистрации фирмы.
Бытует мнение, что управленческий учет необходим крупным компаниям,   в которых тысячи наименований товаров материалов и сырья. Однако даже простая розничная торговля, если у нее несколько точек, уже нуждается в управленческом учете. Интуитивно предприниматели, пытаются это сделать самостоятельно, заставляя продавцов на местах вести тетради учета проданного товара. Но такой примитивный метод не дает возможности для анализа изменений спроса, по позициям. Приходится проводить инвентаризации, которые дают данные об остатках, и помогают бороться с безответственностью на местах. Но, это тормозит работу, отвлекает персонал, и все равно не дает представление о динамике.
Управленческий учет требует постоянного ежесекундного мониторинга и аналитической программы, которая выводит данные на монитор в виде диаграммы, или графика, которые позволяют наглядно видеть всю динамику процесса.

  • Что надо?
  • Что это даст?
  • Программа.

 

Что надо?


В первую очередь компьютеризация всех рабочих мест, связанных с движением товаров, сырья, материалов, то есть материальных ценностей. Все склады, и отгрузочные площадки, все цеха (на приеме материалов, сырья и отпуске готовой продукции). Весь документооборот перевести в электронную почту, с дублированием твердыми оригиналами. Это совсем не сложно. По локальной сети, все данные о движении материальных ценностей, будут в реальном времени, немедленно поступать на сервер и обрабатываться программой.
Точно такую же систему необходимо ввести и для системы сбыта. Чтобы все запросы, на все типы продукции, рекламации на качество, отгрузки и прием, срывы сроков поставок (вся логистическая информация) в реальном времени поступали в программу.
Вся финансовая информация, о платежах и поступлениях, о задержках и срывах.
То есть весь объем оперативной информации постоянным и непрерывным потоком шел на сервер.

Что это даст?


Весь производственно технологический процесс, будет перед глазами. Немедленно выползут все управленческо-организационные просчеты и ошибки. Станут видны слабые, не загруженные узлы и чрезмерно перегруженные службы. То есть, станет заметен тот дисбаланс в системе который тормозит весь процесс. Любая задержка, срыв, или перегрузка будут отражены в реальном времени. Мало того, не надо собирать совещания и выяснять по чей причине это произошло. Все это сразу заметно и понятно. Причем видя причину, ее можно сразу устранить не теряя времени на выяснения обстоятельств. Кроме того, имея в руках готовую математическую модель всего предприятия, вы получаете возможность проверить свои мысли и идеи в наглядном примере.  Обкатать на программе свои мысли, попробовать поэкспериментировать, не мешая всему производству, и внедрять ее только тогда, когда убедился в ее правильности и эффективности.

Программа


Понятно, что так начать вести управленческий учет, имеет смысл только в том случае, если есть программа.  Когда-то в Советском Союзе, пытались ввести подобную систему управления процессом. Назывались такие отделы, АСУп – автоматическая система управления. Однако отсталость компьютерной техники, не позволяла сделать этот метод достаточно эффективным. Все это начинание закончилось ничем. Громоздкие вычислительные машины, которые занимали целые этажи, были на столько медленные, а система ввода отсталой, что сама идея превратилась в посмешище.
Однако в наше время, когда обычный ПК превосходит те монстры на несколько порядков, такие программы доступны любому желающему. Мало того, программист адаптирует ее к конкретным потребностям производства. Сепарирует информационные потоки по значимости, по времени и по назначению. Упростится и усовершенствуется не только управление, но и бухгалтерский учет. Ведь вся информация о движении материально денежного ресурса, в виде готовых документов будет немедленно поступать не только на монитор менеджера, но и главному бухгалтеру. Сепарация информации, это самая простая функция, на которую она способна.
Да это не просто! Ведь что бы  начать вести управленческий учет необходимы средства. Оснастить все предприятие компьютерами, создать локальную сеть со степенями доступа, и установить программу, не дешевое мероприятие. Но эффект от этого фантастический. И то, что она быстро окупится без сомнения.
Конечно для владельца десятка ларьков. Такая система учета не по средствам. Однако на примере именно идеальной системы, и становится понятен принцип, по которому она строится.
А этого уже достаточно, что бы даже на таком уровне создать свою, пусть и не столь сложную систему управленческого учета. Важно понимание принципа. А инструменты можно сделать самому.