Что такое бизнес-кейс? | Личные финансы

Что такое бизнес-кейс?

среда, 3 февраля 2016

Слово кейс (case, англ.), имеет много значений. Основное значение, которое суммирует все понятийное разнообразие в применении этого слова, это – пакет, или сумма знаний, навыков, документов, программ. Или  вместилище, для документов, навыков, программ, инструментов, то есть что-то, что вмещает в себе нечто.  Кейс – это и маленький чемоданчик для ношения документов, который был очень моден и популярен на планете, в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века. Человек с кейсом в руке ассоциировался у нас с интеллигентом или студентом, во всяком случае человеком умственного труда, то есть социальной элитой. Кейсом называют футляр для музыкальных инструментов, хотя «продвинутые» современные музыканты предпочитают называть его «кофр», что в принципе одно и то же, что и французское слово «футляр», которое прочно вошло в русский язык со времен девятнадцатого века. Кейсом зовут и пакет программ, то есть слово это универсальное.
Отсюда и значение понятия "бизнес-кейс". Раз это бизнес, значит это сумма знаний, навыков, алгоритмов решений практических и теоретических задач, которые сопровождают предпринимательскую деятельность. Однако и тут это словосочетание применяется в нескольких значениях, при чем каждый вкладывает в него свое понятие. Надо отдать должное, все же такое разнообразие значений сохраняет свою принадлежность и смысловую нагрузку. В отличие от слова маркетинг.
Сетевой маркетинг, который стал популярен в странах СНГ в середине девяностых годов прошлого века, для солидности и наукообразия заимствовал это слово, а на самом деле к маркетингу никакого отношения не имеет. Сбытовая сеть, построенная по принципу пирамиды, которая родилась в США в конце восьмидесятых годов, никакого отношения к научному разделу экономики, который называют маркетингом, не имеет. Ни по смыслу, ни по принципам и способам продаж, ни по формированию доходности или способам продвижения товара он не маркетинг. Обычная пирамида, примитивно построенная и примитивно же и работающая, так и не прижилась и не стала реальным инструментом. И во многих развитых странах запрещена, как способ одурачивания людей.
Однако к кейсу.

  • Бизнес-кейс в маркетинге
  • В практическом бизнесе.
  • В академическом обучении.

 

В маркетинге

Профессиональный маркетинг компании, требует постоянного движения, корректировки данных, отслеживание конъюнктуры рынка, и анализа. Анализ ситуативный или анализ ситуации - это ежедневная практика маркетолога. Однако, чтобы не забыть, не перепутать и не поменять местами приоритетности задач, маркетолог составляет свой бизнес-кейс. Для него важно все, что происходит внутри компании, в логистике и на рынке. Поэтому и бизнес-кейс маркетолога делится на три раздела:
- внутренний,
- логистика,
- внешний.

Маркетолог же может быть тесным образом связан с юридическим консультационным, а также финансовым отделом. Маркетинг, вернее стратегия развития бизнеса,  должна строго учитывать все изменения в законодательстве. И если финансовые законы прямым образом на стратегии не влияют, то юридические новые детали могут значительно выбить из колеи, если их вовремя не принять во внимание. И бухгалтерские, и юридические качественные услуги можно заказать у аутсорсинговой компании. Кроме вовремя составленной и поданной отчетности такие услуги предполагают гарантию правильного ведения бухучета, оптимизацию налогообложения, сокращение издержек.

Далее рассмотрим бизнес-кейс маркетолога.

Внутренний

Это то, что лежит в основе эффективности компании, в производстве продукта. Атмосфера внутри команды, взаимодействие узлов, технологический уровень (если это производство), ошибки управления, то есть все то, что составляет рабочий цикл предприятия, его работоспособность и конкурентность. Бизнес-кейс маркетолога, постоянно пополняется новыми задачами и сокращается по мере решения старых. Но он ни когда не бывает пустой, если он на своем месте и работает.

Логистика


Здесь обычно масса проблем. Рабочие вопросы решает менеджмент. Но всегда есть объективные или субъективные проблемы системного характера, которые необходимо решать. Логистика очень важная часть производственной инфраструктуры, от которой зависит себестоимость единицы товара, и для маркетолога, это всегда предмет пристального внимания. Менеджеры, в рутине каждодневных вопросов и задач, не в состоянии выделить и систематизировать тот кейс проблем, который может системно улучшить работу отдела. Это задача маркетинга, а при выборе и разработке стратегии развития, бизнес-кейс с проблемами логистики не менее важен, чем производственный или рекламный.

Внешний


Как, наверно, уже понял читатель, это весь системный комплекс задач связанных с продвижением товара на рынок. Нет смысла подробно описывать все позиции комплекса. В каждой из них свои задачи и свои проблемы. Это и реклама, и организация и управление сбытовой сетью, и анализ рынка, его конъюнктуры, и сегментирование, изучение потребительского спроса, и выявление новой нужды, в общем все что связано с каждодневной рутинной работой маркетингового отдела, по продвижению товара и увеличению продаж. Задачи, которые преподносит реальность, систематизируются и ложатся в кейс, для последующего анализа и соответствующих выводов.
 Для маркетолога такой пакет системных задач - основа его профессиональной работы. Без него не возможно сделать правильные выводы, а тем более разработать стратегию дальнейшего движения компании.

В практическом бизнесе


Что такое бизнес-кейс в реальном бизнесе? Это весь комплекс проблем связанный с управлением и производством. Маркетинг в том числе. Но поскольку его задачи мы уже описали, коснемся менеджмента и технологий.
Менеджмент.
Технологии.
У каждого руководителя, если он профессиональный менеджер, должен быть свой бизнес-кейс. В него ложатся задачи, которые становятся системными, после многократных проявлений. Это касается всех отделов компании. Практическое управление показывает все просчеты, орг-проектирования. И это хорошо, если такое проектирование вообще было. Обычно все совершенствуется и притирается в ходе работы. И далеко не всегда идеально. Чтобы взаимодействие всех служб и узлов, было максимально эффективно, необходимо постоянное совершенство в управлении. А без накопления системных проблем, такую задачу решить не возможно.
Методики, к которой прибегают компании, когда приглашает экспертов со стороны, для устранения дисбаланса в управлении и структуре компании, редко бывают по настоящему эффективными. Для этого необходимы собственные профессиональные менеджеры, которые способны работать творчески, самосовершенствоваться и знают, что такое бизнес-кейс.
Способность к накоплению задач, их систематизации, и анализу, в каждодневной рутине вопросов – это признак высокого мастерства и способности к карьерному росту. Самый надежный метод отладки взаимодействия всех подразделений компании и совершенствования управления, это собственный бизнес-кейс проблем и задач. Редко какая компания не требует структурных изменений и повышения эффективности работы менеджмента. Но успешными становятся те, кто растят ТОП менеджмент в своей среде, требуя от менеджеров среднего звена бизнес-кейсы.  В крупных, солидных, международных компаниях, это традиция. Может они называют это по другому, но то, что пакет проблем и предложений по их устранению должен представлять каждый менеджер – это правда. Ну а, что такое бизнес-кейс, на западе знают еще со школы. Там такие вещи изучают в средних школах, это часть обязательного образования.

Технологии


Что такое бизнес-кейс в технологическом оснащении производства! Это не проблемы с культурой или отсталостью производства, как такового. Такие задачи считаются не приемлемыми в современном производстве. Если компания работает на отсталом оборудовании, не стремится менять технологическое оснащение, и себестоимость продукции, то и говорить о бизнес-кейсах, в любых аспектах  ее деятельности бессмысленно. Технологический бизнес-кейс, это в первую очередь, новаторство, совершенствование, рационализация. Это работа для профессиональных технологов и инженеров. Все идеи и системные недостатки технологии и оборудования, не сбалансированность технологических узлов, задачи совершенствования производства, или выпуск новой, сопутствующей продукции - это то, что наполняет бизнес-кейс производственников. На основании аналитики таких проблем, рождаются идеи, совершенствования и удешевления продукта. Идеи энергосбережения, и сохранения экологии. Этот тот пакет проблем, после анализа которого, рождаются технические задания, для разработки новых технологий, или принципиально  новых инженерно-конструкторских решений. Это основа для технического и технологического прогресса. Вот, что такое бизнес-кейс, для производства!

 

В академическом обучении


Для любого студента, который изучает бизнес, в любой специальности важно знать и понимать, что такое бизнес-кейс. Однако в учебной практике бизнес-кейсы, выглядят совсем иначе, чем в реальной, практической деятельности. Что такое бизнес-кейс для студента. Это комплекс задач, взятых из практической деятельности, на которых молодых, будущих менеджеров или маркетологов, учат искать пути принятия решений, анализу, и ответственности. Обычно такие задачи чаще всего носят психологический характер, и с практической точки зрения не представляют сложностей. Однако для неопытного человека, который еще не сталкивался с необходимостью решать, чью то судьбу, или принимать судьбоносные решения,  это непростые задачи. Иногда на олимпиадах, задаются по настоящему сложные задачи, и часто молодые неопытные студенты, находят нестандартные решения, или даже гениальные пути выхода из ситуации, именно потому, что сознание еще не зашорено, практикой и не находится в коридоре корпоративных интересов.
Составление таких бизнес-кейсов, учит студентов, анализу, взвешенности решений, ответственности, за принятые решения.

Собственно пакеты проблем, предложений, задач, есть в каждом виде деятельности. Вряд ли все успешные люди, которые достигли вершин в своей деятельности, знают, что такое бизнес-кейс. Но все они обязательно, каждый по-своему, используют это методику для решения задач, которые перед ними ставит жизнь. И не важно как они это, для себя называют, и называют ли вообще. Важно, что умение выделять приоритетные вопросы, правильно и глубоко анализировать проблемы, формировать задачи, и правильно их решать, это необходимо всем, не зависимо от того, чем они занимаются, где живут, есть у них бизнес или нет. Это умение необходимо каждому. Чтобы, уметь преодолевать жизненные препятствия, без потерь и травм. И этому можно научиться!