Госинвестиции собирают в обратный путь | Личные финансы

Госинвестиции собирают в обратный путь

среда, 17 июня 2015

Белый дом после ряда неудач готов отказаться от попыток корпоративного контроля компаний с госучастием в пользу финансового принуждения их к исполнению инвестпрограмм. Правительство обсуждает "дорожную карту", которая позволит ему контролировать бюджетные вливания на "обособленных счетах" и изымать их при неисполнении инвестпроектов. Впрочем, применение тех же методов для нужд программы расселения аварийного жилья и инвестпрограммы "РусГидро" на Дальнем Востоке показывает, что успех не гарантирован.
Правительство намерено жестче контролировать инвестпроекты компаний с госдолей свыше 50%. В распоряжении "Ъ" оказался проект "дорожной карты", нацеленной на контроль расходования бюджетных средств, которые РФ вносит в уставные капиталы таких компаний. В Минэкономики "Ъ" подтвердили, что принимали участие в разработке документа и он находится на рассмотрении в правительстве. По нему до конца третьего квартала 2015 года Росимущество должно будет через представителей в советах директоров обеспечить ежегодный независимый аудит эффективности таких госрасходов. Методику оценки эффективности предлагается разработать Минфину. Исключением станут инвестпроекты в рамках ФЦП и ФАИП и госкомпании, непосредственно контролируемые правительством.
Чтобы выделить бюджетные средства в финансовом массиве компаний с госучастием, Минфину, ЦБ и Минэкономики предлагается до конца третьего квартала "проработать вопрос" о целесообразности их размещения "на обособленных счетах". Минфин должен будет оценить уже введенную бюджетом 2015-2017 годов практику концентрации выделяемых госкомпаниям субсидий на счетах в Федеральном казначействе. Но вопрос об "обособленных счетах" в черновике "дорожной карты" выглядит уже решенным. Задолго до окончания мониторинга казначейских счетов Минэкономики, Минфин, Федеральное казначейство и ЦБ должны заняться "проработкой предложений о возврате с обособленных счетов" неэффективно используемых бюджетных средств, доходов от размещения бюджетных поступлений на депозитах и денег, которые временно не используются. Крупнейшие госбанки новшества "дорожной карты", судя по всему, не затронут в силу отсутствия как инвестпроектов, так и способа учесть докапитализацию за счет ОФЗ на "обособленных счетах".
Впервые правительство прибегло к изъятию средств бюджета с баланса госкорпораций в качестве антикризисной меры в 2009 году, вернув в бюджет 66,4 млрд руб., принадлежавших "Роснано", и 19 млрд руб. Фонда ЖКХ. Тогда находка Минфином источника беспроцентных кредитов вызвала череду проверок госкорпораций Генпрокуратурой в 2010 году прокуроры исследовали как раз целевой характер и эффективность использования госсредств. В идее банковского сопровождения госконтрактов стоимостью выше 1 млрд руб., с лета 2014 года работающей в федеральной контрактной системе, заложен тот же механизм, но агентом контроля де-факто выступают банки.
Еще одна попытка жестко контролировать расходование господдержки была предпринята при выделении "РусГидро" в 2012-2013 годах 50 млрд руб. из бюджета на строительство четырех тепловых электростанций на Дальнем Востоке. Средства правительство с большим трудом изъяло в виде дивидендов "Роснефтегаза" и для гарантии их сохранности был введен многоступенчатый механизм контроля. Деньги попали на спецсчета Сбербанка, и начинать их тратить можно было только после обоснования проектов, аудита, выбора генподрядчика и многочисленных экспертиз министерств, Счетной палаты (СП) и самого банка. Процесс потребовал довольно много времени деньги лежали без движения до начала 2014 года. У СП, депутатов Госдумы и Владимира Путина неоднократно возникали претензии к этому. "Деньги были даны не для того, чтобы они процент получали, а для работы!" возмущался тогда президент.
Схожий метод принуждения регионов к исполнению своих инвестиционных обязательств сейчас использует и Фонд ЖКХ. Он софинансирует строительство в субъектах РФ по программе расселения аварийного жилья и, если регионы не выполняют обязательств, отзывает выделенные бюджетные средства. Но, как писал "Ъ" 15 июня, регионы все равно регулярно нарушают финансовую дисциплину худший показатель исполнения программы в РФ составляет 5% от объема обязательств.
Олег Сапожков, Владимир Дзагуто

Конвертер валют