Бюджетный кодекс готов к перезагрузке | Личные финансы

Бюджетный кодекс готов к перезагрузке

вторник, 12 мая 2015

Подготовленная и опубликованная Минфином новая редакция Бюджетного кодекса (БК) должна заменить действующий документ, принятый еще в 1998 году. Новый БК заметно отличается от старого по структуре и терминологии, но не содержит принципиальных новшеств в организации бюджетного процесса. Содержащиеся в нем изменения носят точечный характер — вроде введения горизонтальных субсидий, которые регионы и муниципалитеты смогут предоставлять друг другу.
Принятый в 1998 году БК за годы его действия правился более ста раз. Необходимость перезагрузки БК в Минфине объясняют желанием консолидировать в единую систему принятые за последние годы законы бюджетной тематики и комплексно вписать в нее ряд новаций. Одновременно с принятием новой редакции связанная правка вносится более чем в два десятка законов, включая Налоговый кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Утратившими силу признаются законы, менявшие или приостанавливавшие действия отдельных норм прежнего БК.

Как правительство вводит правила расширения бюджетных горизонтов

Расширить период долгосрочного бюджетного планирования правительство предлагает по определенным правилам. Начиная с 2015 года, бюджетная стратегия должна будет разрабатываться Минфином каждые шесть лет на срок не менее 12 лет

Структура нового кодекса заметно переработана, одновременно изменилась и терминология. В частности, привычные «главный распорядитель бюджетных средств» (ГРБС) и «получатель бюджетных средств» заменяются на «главный распорядитель расходов бюджета» и «администратор расходов бюджета», исходя из того что эти участники процесса распределяют и управляют не денежными средствами в целом, а именно расходами. Термин «кассовое обслуживание» заменятся на «казначейское обслуживание», поскольку при нынешних технологиях Федеральное казначейство проводит операции преимущественно в безналичной форме, а не через кассу.
Новая редакция кодекса не меняет распределения доходов между центром, регионами и муниципалитетами — за исключением нормативов раздела некоторых видов поступлений от штрафов, в отношении которых законодательство сейчас противоречиво. По части расходов в новом БК переосмысливается правовая природа возникновения обязательств государства. Публичные обязательства разделяются на нормативно-правовые, возникающие в соответствии с законом и иным актом и не требующие подтверждения в ежегодном бюджетном процессе, и на договорные обязательства, обусловленные договором (соглашением, контрактом), для принятия которых сначала необходимо установить лимиты бюджетных обязательств.

Доходы тронутся, бюджет останется

Основные предложения Минфина на 2015 год — увеличение до 3,5% ВВП дефицита бюджета, индексация социальных и региональных расходов на 0,5 трлн руб., сокращение прочих расходов на 1 трлн руб., расходование более 70% текущих объемов Резервного фонда

В главе о межбюджетных трансфертах появятся два их новых вида. Горизонтальные субсидии — с их помощью регионы смогут перечислять друг другу средства для финансирования совместных проектов (такая же возможность будет предоставлена и местным бюджетам). Напомним, сейчас трансферты предоставляются только по вертикали: центром — регионам и регионами — местным бюджетам.
Поскольку новый БК весьма масштабный документ, вводиться он будет поэтапно. С 1 января 2016 года вступят в силу нормы, необходимые для верстки проектов бюджетов на 2017 год. С 2017 года будут введены положения, в соответствии с которыми будет происходить исполнение принятых бюджетов. Наконец, лишь с 1 января 2019 года предполагается ввести статьи кодекса об оценке состояния долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований.
Вадим Вислогузов

Конвертер валют