Быть не по статусу, а по профилю | Личные финансы

Быть не по статусу, а по профилю

вторник, 28 апреля 2015

В рамках бюджетной консолидации Минфин предложит правительству новую реформу научных, культурных и образовательных учреждений. Исполнять функцию учредителя и формировать госзадания для таких структур, как Российская академия наук, Эрмитаж, Большой театр, МГУ, СПбГУ, по мнению финансового ведомства, должно не правительство, а профильные министерства. Особого статуса эти структуры добивались в Кремле и Белом доме в 1990-е годы с боями попытки Минфина его отменить вызовут отчаянное сопротивление сотен затронутых реформой руководителей особых бюджетных учреждений.
Как стало известно "Ъ", еще до старта бюджетного процесса на 2016-2018 годы в рамках перезапуска реформы бюджетной сети Минфин предлагает изменение схемы управления бюджетными учреждениями, имеющими особый статус в бюджетной системе. Ведомство Антона Силуанова подтвердило вчера "Ъ", что будет предлагать комиссии по оптимизации бюджетных расходов под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова наряду с другими инициативами (см. "Ъ" от 23 апреля) смену учредителя для ряда федеральных и ведомственных учреждений на профильное ведомство, формирование им госзадания только профильными министерствами, а также передачу ряда таких госструктур с федерального уровня на уровень регионов. Основная идея Минфина в идеале любое бюджетное учреждение должно иметь профильного учредителя и подчиняться ему в вопросах выполнения госзадания. Невоенные вузы и РАН должны быть подчинены в этих вопросах Минобрнауки, спортивные учреждения Минспорту, музеи Минкульту, медцентры Минздраву.
"Мы исходим из того, что профильное министерство должно формировать задание и выполнять функцию учредителя для всех профильных учреждений, независимо от статуса особо значимое или просто учреждение", пояснили "Ъ" в Минфине. Кроме того, Минфин будет настаивать на том, что сейчас часть федеральных учреждений должны быть переданы в управление регионам, в которых они расположены: в презентации Минфина к не состоявшейся на прошлой неделе дискуссии в комиссии по оптимизации бюджетных расходов упоминаются в этом качестве, например, Госфилармония в Кавказских Минеральных Водах, Новосибирский академический театр оперы и балета и московский Государственный театр киноактера.
Предложение Минфина нацелено, впрочем, не на них, а на "священных коров" бюджета РФ структуры с особым статусом, учредителем которых, как правило, является правительство, ряд их имеет статус главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), то есть финансируются отдельной строкой в федеральном бюджете. В научной сфере это РАН, в культурной Большой театр и Эрмитаж, среди учреждений высшего образования Московский (МГУ) и Санкт-Петербургский (СПбГУ) госуниверситеты, Высшая школа экономики и Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). Все они учреждены правительством хотя напрямую Минфин не заявляет об обязательном полном переподчинении их профильным федеральным ведомствам, речь, видимо, идет именно об этом. Впрочем, на деле список таких "особых" структур шире: это музей-заповедник "Московский Кремль", Госфильмофонд, Финансовая академия, Российская государственная библиотека, Президентская библиотека имени Ельцина, Российская школа частного права, Российская академия живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Исследовательский центр частного права, а также Российская академия ракетных наук и Российская цирковая компания.
Каждая из этих структур добивалась в правительстве и администрации президента особого статуса самостоятельно и с собственной мотивацией (большинство в 1990-е годы), причем нередко со ссылкой на опыт стран ОЭСР, где для уникальных научных, культурных и образовательных учреждений распространены особые правовые нормы, в ряде случаев формировавшиеся веками. Тонкости статуса крайне болезненно воспринимаются менеджментом "особых" структур: так, Эрмитаж добился возвращения правительству права утверждать устав музея лишь в 2011 году, когда глава музея Михаил Пиотровский лично попросил об этом тогдашнего премьер-министра Владимира Путина.
Статус ГРБС для Эрмитажа, Большого и Мариинского театров, МГУ и СПбГУ не зависит от уровня их учредителей: они финансируются так по указу президента от 30 ноября 1992 года N1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ", и нет сведений о том, что Минфин предлагает его отменить. Тем не менее даже сама идея обсудить переподчинение такого масштаба грозит серией одновременно развивающихся скандалов, сравнимых по отдельности с конфликтом вокруг РАН в 2013 году.
Отметим, наиболее неожиданно предложение переподчинить "отраслевому министерству" РАН: все последние годы академики успешно боролись именно против перехода в подчинение Минобрнауки для академии сохранение самоуправления внутри организации принципиально. Даже самый первый проект реформы РАН, представленный в 2013 году премьер-министром Дмитрием Медведевым и впоследствии смягченный, не содержал положения о смене учредителя РАН, а созданное во время реформы Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) разбирается только с хозяйственными вопросами. Весь 2014 год академия училась работать по новой схеме, о ходе этого процесса глава РАН Владимир Фортов регулярно докладывал напрямую руководству страны. Сейчас, согласно уставу академии, правительство как учредитель РАН имеет право утверждать в должности и увольнять главу РАН и формировать академии госзадание. Передача таких полномочий Минобрнауки подавляющее большинство ученых воспримут как оскорбление. В пресс-службе Минобрнауки вчера подтвердили "Ъ", что Минфин не обсуждал с ведомством реформу. Глава РАН Владимир Фортов был недоступен для комментариев.
Переход МГУ и СПбГУ в ведение Минобрнауки при этом также не выглядит реальной перспективой. В 2009 году был принят закон об особом статусе двух университетов, их учредителем стало правительство, ректоров стал назначать лично президент России (до этого они выбирались на общем собрании). В конце 2014 года 75-летний ректор МГУ Виктор Садовничий был переизбран на очередной пятилетний срок. Перевод старейших университетов РФ в Минобрнауки будет означать и возврат к традиционной схеме выборов ректора руководство страны вряд ли захочет потерять контроль над этим процессом.
По данным "Ъ", предложение Минфина находится на самой ранней стадии обсуждения никто из статусных "особых" учреждений, как, впрочем, и ведомств, с ним пока незнаком и ситуацию не комментирует. Лишь в отраслевых вузах знакомы с идеей она обсуждалась ранее. "Эти идеи не были реализованы, поскольку Минобрнауки, в частности, пришлось бы отвечать за подготовку врачей и пилотов то есть фактически за здоровье и безопасность граждан, говорит ректор подведомственного Минкомсвязи Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича Сергей Бачевский. Минфин пытается упростить для себя процедуру бюджетного планирования. Но на объем бюджетов отраслевых вузов это никак не повлияет, а потеря связи вуза с отраслью негативно отразится на качестве подготовки кадров. Минобрнауки, в котором в основном работают специалисты по педагогике, придется управлять сотнями отраслевых вузов, чью потребность в кадрах и перспективы развития оно неспособно оценить". Источник "Ъ" в Минкульте также подтвердил: министерство "вряд ли согласится" передать Минобрнауки свои многочисленные институты культуры. Собеседник "Ъ" в ведомстве в целом прогнозирует "битву отраслевых министерств" за свои университеты. Отметим, что скандал неизбежно будет усиливаться расположением многих отраслевых вузов в престижных исторических зданиях Москвы и Санкт-Петербурга, а также вопросом о резком расширении штатов Минкульта и особенно Минобрнауки.
Дискуссия об отраслевом подчинении может оказаться и самым громким политическим сюжетом лета 2015 года: еще никогда в истории РФ одновременно под угрозой не оказывались полномочия и статусы нескольких сотен крайне уважаемых в научной, культурной и бюрократической среде руководителей звездного статуса. В Минфине, впрочем, готовы к такой дискуссии. "В конечном счете речь идет исключительно о том, чтобы навести порядок в управлении подведомственной бюджетной сетью в целях оказания госуслуг надлежащего качества и доступности в рамках конституционных, базовых гарантий и обязательств государства", говорят в финансовом ведомстве, поясняя, что цель Минфина повышение открытости и прозрачности при формировании госзаданий. Аргументы оппонентов Минфина будут заведомо более разнообразными и изощренными.
Александр Черных; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург; Вадим Вислогузов, Дмитрий Бутрин

Конвертер валют