Беспокойный континент: как Евросоюзу вернуть доверие граждан | Личные финансы

Беспокойный континент: как Евросоюзу вернуть доверие граждан

понедельник, 31 августа 2015

Мы почти не видели уличных выступлений в поддержку Европейского союза. Здесь нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на многочисленные достижения, ЕС так и не заручился эмоциональной поддержкой своих жителей. Как принято говорить в академической среде, ЕС оказался функционалистским предприятием, нацеленным на результат и не имеющим ничего общего с привязанностью, уж тем более со страстью. А значит, нет ничего удивительного в том, что при отсутствии многообещающих результатов это предприятие перестало пользоваться поддержкой у населения

Невидимый ЕС

Тот факт, что Европейский союз так далек от своего населения, во многом связан сего структурными особенностями. Если говорить начистоту, ЕС страдает от одновременной нехватки демократии и эффективных лидеров. Три основных органа союза это Европейская комиссия, Европейский совет и Европарламент. Сформальной точки зрения Европейская комиссия отвечает за принятие планов, проектов и политики Евросоюза как единого целого. Решения по внесенным комиссией предложениям принимают Европейский совет и Европарламент: этот процесс чаще всего носит затяжной характер и не всегда дает успешный результат. Граждане Евросоюза никоим образом не участвуют в нем напрямую. Кандидаты, участвующие в выборах на уровне Европейского союза, в большинстве случаев сосредотачиваются на проблемах своей страны. Явка на выборы остается низкой, поскольку избиратели прекрасно понимают сложившуюся ситуацию. Европарламент в большинстве случаев выступает в качестве стороннего наблюдателя, процедуры его работы остаются неясными для широкой публики. Лидеры стран членов ЕС и прежде всего лидеры крупных стран часто пытаются угнаться за двумя зайцами. Они заявляют освоих общеевропейских интересах, однако на деле на первом месте для них стоят интересы конкретного государства. Если говорить собственно о гражданах, ЕС может предложить им в качестве опоры лишь весьма легковесную легитимность ведь ЕС не имеет глубокой связи с их повседневной жизнью.
Принятая система управления ЕС является поэтапной, основную роль в ней играет Европейская комиссия. Такая система имеет даже собственное название метод Монне. Один из отцов-основателей Евросоюза Жан Монне полагал, что наиболее плодотворным будет постепенное, пошаговое строительство единой Европы. Диалоги и дискуссии, нацеленные на осуществление таких постепенных шагов, велись в основном вмалых группах, в узком кругу; парламенты и граждане отдельных государств не принимали в них участия. Таким образом, ЕС в значительной степени был создан вне зоны видимости. При необходимости быстрого принятия решений или при принятии решения, которое может иметь серьезные последствия, возникают огромные трудности. Официальные органы фактически не могут принимать подобные решения самостоятельно. В такой ситуации группа людей, чаще всего так или иначе связанных с крупными странами членами ЕС, берет дело всвои руки, объясняет, что именно необходимо сделать, и добивается искомого результата. В частности, именно так были приняты решения об объединении Германии и о запуске евро. Так временно решается проблема отсутствия в ЕС эффективных лидеров. В роли ключевых игроков обычно выступают Франция иГермания; к ним, в том или ином ограниченном количестве, примыкают другие страны, а также время от времени главы международных организаций.
Вследствие этого управление Европейским союзом осуществляется посредством двух пересекающихся структур, которые в отсутствие лучших названий ябуду именовать ЕС1 и ЕС2. ЕС1 это Европа метода Монне, бразды правления в которой удерживают Еврокомиссия иЕвропейский совет, а также с недавних пор Европарламент. ЕС2 структура, которой принадлежит большая реальная власть, осуществляемая избирательно ина неформальной основе. Разграничение ЕС1/ ЕС2 имеет мало общего с разграничением между Еврокомиссией и Европейским советом. Оно связано прежде всего с различием между тем, как все должно происходить, и тем, как все происходит в действительности, в особенности в кризисных ситуациях. И все же более призрачная структура ЕС2 гораздо чаще действует за кулисами, как следствие, ее, безусловно, можно считать неотъемлемой частью метода Монне. Именно к ней обращаются Еврокомиссия ипрочие органы ЕС: собираясь предлагать те или иные политические инициативы, они проводят неофициальные консультации с лидерами конкретных государств.
В состав ЕС2, сегодня фактически управляющего Европой, входят канцлер Германии (сейчас это Ангела Меркель), французский президент (Франсуа Олланд), еще один-два лидера государств, атакже главы ЕЦБ и МВФ. Высокие шансы на попадание в ЕС2 довольно часто имеют председатели Европейского совета и Еврокомиссии. Широкое распространение получил термин Тройка: он используется для обозначения глав ЕЦБ, МВФ и Еврокомиссии, наблюдающих за состоянием экономики в проблемных государствах. Этот термин исполнен глубокой иронии. Изначально он применялся для обозначения лидеров Советского Союза глав Коммунистической партии, правительства и государства. Однако в современном контексте использовать это понятие неверно. На сегодняшний день канцлер Меркель фактически самая важная фигура в Европе. Все принимаемые Тройкой решения должны быть согласованы с ней.

Не проблема, а решение

Практически все обозреватели, пишущие о современной Европе, обращают внимание на то, что сегодня для всего континента характерны крупные разногласия. Яполагаю, что в действительности в Европе происходят два взаимосвязанных процесса это, безусловно, разделение и конфликт, но при этом еще и интеграция. Масштабность нынешнего кризиса дала ЕС возможность приобрести значительный опыт в качестве сообщества единой судьбы в совершенно новом для этой структуры качестве. Говоря так, я имею в виду следующее: жители Европы и ее политические лидеры поняли, что зависят друг от друга. Сегодня впервые сформировалось общеевропейское политическое пространство. Вопреки всем конфликтам и протестным движениям или, наоборот, благодаря им Европа значительно расширила круг политических задач, стоящих как перед странами, так и что немаловажно перед самими гражданами. Нынешние внутригосударственные выборы отражают существующие в Европе проблемы в гораздо большей мере, чем когда-либо. Практически все ежедневные газеты (даже в Великобритании) публикуют посвященные ЕС материалы. Этот переход имеет историческое значение поскольку он, вероятнее всего, необратим.
Те, кто, подобно мне, желает Европейскому союзу долгих лет жизни и процветания, могут задать себе один простой вопрос. Можно ли преобразовать изменения со знаком минус в изменения со знаком плюс? ЕС2 со знаком плюс будет уже не случайной группой лиц, не обладающей никакой легитимностью, но институционализированной системой руководства, имеющей демократические полномочия. Превращение Евросоюза в сообщество единой судьбы, будучи рассмотренным со знаком плюс, означает возникновение чувства солидарности и принадлежности к ЕС как целому, а не только к составляющим его странам или регионам. Я полагаю, что вЕвропе, готовой излечиться от мучающей ее болезни, подобные изменения не просто возможны, но и необходимы.
Мои аргументы в более долгосрочной перспективе выглядят следующим образом. Евро выполнил задачу, которую ставили перед ним его создатели. Он сделал страны еврозоны, а значит и ЕС в целом, гораздо более взаимозависимыми, чем когда-либо. Однако он сделал это настолько резко и в определенном смысле безответственно, что параллельно создал большие трудности. Экономическая дисциплина и налоговые механизмы, которые должны были бы существовать в ЕС изначально, создаются сегодня из страха перед будущей катастрофой. ЕС2 довольно быстро в особенности по сравнению с обычными для Евросоюза темпами принимает необходимые нововведения, пусть даже все они и должны быть одобрены Германией. Очень многое еще предстоит сделать. На первый взгляд может показаться, что Германия сумела мирными методами добиться того, чего не могла прежде достичь путем военных завоеваний, а именно доминирующей роли в Европе. Однако в долгосрочной перспективе идея немецкой Европы обречена на провал. Возможность ее существования создает повод для обид и недовольства, которые раскалывают континент на части. Европе, в сущности, нужно выбрать для себя новое будущее, ина сей раз в этом процессе должны непосредственно участвовать все ее жители. Лидирующие позиции следует оставить за странами еврозоны, однако нововведения в равной мере коснутся и государств за ее пределами.
Пусть это и кажется невероятным в сегодняшних обстоятельствах, однако задачей ЕС является обеспечение всеобщего экономического процветания. До начала финансового кризиса единый европейский рынок прибавлял к общеевропейскому ВВП дополнительные 2,2% в год. Экономическая арена ЕС крупнее, чем американская экономика. Во многих сферах предприятия работают по единым правилам. ЕС может заключать на внешнем рынке коммерческие сделки, слишком крупные для отдельных стран. Мне представляется, что в краткосрочной перспективе реорганизация экономики поможет решить почти все прочие проблемы, существующие в Европе. Если еврозона под эгидой более широкой экономической интеграции сумеет вернуть себе былое процветание, это, вероятно, изменит отношение к ней со стороны европейцев. Европейский союз перестанет быть проблемой и станет решением.

Конвертер валют