Справочник | Личные финансы

Справочник


Бюджет
(от англ.budget – сумка) - роспись денежных доходов и расходов, составляемая для государства, местных органов управления, фирм, компаний, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период (год, квартал, месяц).

План, в котором расписаны доходы и расходы отдельно взятого человека на определенный период времени, - это личный бюджет.

Любой бюджет имеет приходную и расходную части, содержит указания на источники поступлений доходов и направления расходования средств. Доходы и расходы в бюджете должны быть согласованы между собой.

Бюджет может быть профицитным и дефицитным. В профицитном бюджете доходы превышают расходы, в дефицитном наоборот – расходы больше доходов.

Бюджетная система России состоит из четырех уровней, что обусловлено федеративным устройством государства:

1. Федеральный государственный бюджет РФ

2. Бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, областные и т.д.)

3. Бюджеты районов и городских округов

4. Бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет – это центральный фонд денежных средств, основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Бюджеты субъектов РФ – это бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев и областей, бюджеты городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, предназначенные для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местные бюджеты – это районные бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты поселений, предназначенные для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Совокупность всех уровней бюджета на определенной территории образует консолидированный бюджет.

Текущий счет — это счет, который используется для хранения денег и проведения расчетов. Текущий счет позволяет как снимать, так и вносить средства.

Пример текущего счета – счет, на который работодатель перечисляет сотрудникам заработную плату. К текущему счету можно «привязать» пластиковую карту и использовать ее для снятия (или внесения) денежных средств через бакомат, а также для безналичной оплаты покупок и услуг (в т.ч. через интернет-банкинг).

Сберегательный счет – счет, предназначенный для хранения свободных денежных средств и получения с них процентного дохода. Проценты на средства, находящиеся на сберегательном счете, начисляются по ставке годовых, установленной банком, и каждый месяц зачисляются на счет.

Для того, чтобы открыть банковский счет для начала вам нужно выбрать подходящий банк и выбрать подходящий вклад. Открывайте счет в крупном банке, у которого есть филиалы во многих городах России, который работает уже много лет и успешно пережил кризисы.

Определяясь с банком и со вкладом, не забывайте о том, что процентная ставка - далеко не единственная характеристика банковского счета.

1.    Для открытия счета необходимо прийти в банк с паспортом.

2.    Обратиться в отдел по работе с физическими лицами и заключить договор банковского счета.
3.    Проверить правильность данных, внесенных сотрудником банка в договор (ФИО, паспортные данные, адрес, тел.и т.д.), убедиться, что на договоре стоит круглая печать банка и только после этого поставить свою подпись.
4.    Получить свой экземпляр договора.

Банковская карта – пластиковая карта, «привязанная» к счету в банке (его еще называют карточным). Может использоваться для снятия наличных денег через банкомат, безналичной оплаты товаров и услуг, пополнения счета.

Банк, выпустивший карту, называется ее эмитентом.
Каждой карте банк присваивает уникальный номер из 16 цифр и пин-код – код из четырех цифр, выдаваемый вместе с картой и находящийся в запечатанном конверте. То есть пинкод знает только владелец карты. Пинкод необходим для операций с банкоматом.

Каждая банковская карта имеет свой срок действия – он указан лицевой стороне карты. По истечении срока действия карта подлежит замене.

Банковский вклад (депозит) – это денежные средства, которые размещаются в банке на определенный срок и под определенный процент. Проценты по депозиту – это плата банка за пользование деньгами клиента. При открытии депозита банк и вкладчик заключают договор, где прописываются все условия вклада (срок, проценты и т.д.), права и обязанности сторон.

Налог – это обязательный платеж, который взимается государством с физических и юридических лиц (организаций). Налогообложение в России регулируется Налоговым кодексом, который предусматривает для физических лиц

 Интернет-банкинг – технология дистанционного банковского обслуживания, предоставляющая клиенту доступ к его счету через интернет-сайт банка. Для подключения интернет-банкинга необходимо обратиться в банк. Некоторые банки предоставляют возможность подключения интернет-банкинга через банкоматы.
При подключении клиенту выдается логин и пароль для входа в личный кабинет на сайте банка. После первого входа в систему интернет-банкинга пользователь может поменять логин (не во всех банках) и пароль. При этом банки настоятельно рекомендуют сразу поменять пароль.
Через интернет-банкинг клиент может:
• Проверять состояние своего счета;
• Переводить деньги на счет другого человека (или на свой собственный) в этом же или в другом банке;
• Совершать платежи за коммунальные услуги, интернет, сотовую свзязь и мн. др.;
• Блокировать свою банковскую карту;
• Запрашивать выписки по счетам, распечатывать чеки;
• Формировать заявки на выпуск пластиковых карт, в том числе кредитных;
• Открывать вклады.
Интернет-банкинг позволяет избежать посещения банка, очередей к операционистам или к банкоматам. Дает круглосуточный доступ к управлению своим счетом.
При совершении операции через интернет-банкинг требуется подтвердить операцию введением одноразового пароля. Одноразовые пароли могут выдаваться банком при открытии счета и оформлении банковской карты, могут выдаваться банкоматами, либо приходят на указанный в договоре сотовый телефон – во всех банках по-разному.
Для подтверждения операции на сайте банка никогда не требуется введение пин-кода банковской карты!

 Интернет-магазин – это сайт, который позволяет дистанционно выбирать товар и оформлять заказ на него.

Вам нужно будет сделать, следующие: 
1. Посмотрите, как долго интернет-магазин работает на рынке. Многолетний опыт работы говорит о том, что фирма серьезная и ей можно доверять.

2. Изучите сайт магазина: есть ли у него физический адрес, офис, стационарный городской телефон. Вся эта иформация должна быть размещена на главной странице сайта. Позвоните по указанному номеру, уточните адрес и лично посетите офис магазина. Если на сайте не указан адрес, а всего лишь сотовый телефон, откажитесь от покупок в таком магазине.

3. Оцените оформление сайта: серьезный интернет-магазин всегда заботится о том, чтобы сайт был сделан качественно, имел понятный и удобный интерфейс.

4. Обратите внимание на домен, на котором размещен сайт. Это обязательно должен быть домен второго уровня с платным хостингом. Серьезные интернет-магазины размещают свои сайты на платных серверах, а не на бесплатных площадках типа narod.ru

5. Посмотрите на статистику посещаемости сайта (по счетчику внизу странички). Высокая посещаемость говорит о том, что сайт популярен и его услугами пользуется много людей.

6. Сравните цены интернет-магазина с ценами конкурентов. Слишком низкая или слишком высокая цена – повод насторожиться.

7. Выбирайте интернет-магазин, предлагающий несколько способов оплаты товара. Самый надежный способ – наличная оплата курьеру при доставке или банковской картой в офисе магазина. Предлагая клиенту такие способы оплаты, магазин и сам берет на себя определенные обязательства и затраты. Желательно, чтобы на сайте магазина были выложены его банковские реквизиты.

8. Убедитесь, что на сайте четко прописаны способы оплаты, условия, сроки и стоимость доставки. «Плюсом» является оперативность доставки: значит товар уже есть на складе и вам не придется долго ждать.

9. Посмотрите, какие способы обратной связи предлагает интернет-магазин. Лучше, если их несколько: электронная почта, телефон, ICQ.

10. Оцените ассортимент каталогов. Солидный интернет-магазин, как правило, предлагает клиентам большой выбор товара.

11. «Протестируйте» характер общения менеджера магазина с клиентом. Даже если магазин вас устраивает по всем критериям, позвоните туда, уточните какие-то характеристики товара, которые вам и так уже известны, – это нужно, для того чтобы понять, как общается менеджер, владеет ли он информацией. Если ответы четкие, исчерпывающие, разговор идет в вежливом тоне, - это характеризует интернет-магазин с положительной стороны.

12. Найдите в интернете отзывы клиентов об интернет-магазине. Отзывы тех, кто уже что-то покупал, – это очень ценная информация. Неплохо поискать информацию о случаях возврата или обмена товара в интересующий интернет-магазин. Отличный источник информации – родственники или знакомые, пользовавшиеся услугами интернет-магазина.


Инвестиция
- долговременное вложение денег с целью получения прибыли.
По уровню риска инвестиции можно разделить на:

Консервативные инвестиции – инвестиции с гарантией сохранности капитала и стабильной доходностью. Доход от консервативного инвестирования небольшой (3-5% годовых), зато риски минимальны. Консервативными инвестициями являются вложения в  государственные ценные бумаги, например, в облигации Томской области. 


Умеренные инвестиции приносят больший доход (10-12% годовых), но не дают никаких гарантий доходности и сохранности капитала, так как цены на активы, в которые вложены деньги, могут временами изменяться. К умеренным инвестициям относятся депозиты, открытые в крупных банках, облигации крупнейших компаний.

Агрессивные инвестиции - инвестиции с высокой степенью риска. Могут принести как большую прибыль, так и убытки. Инструменты агрессивного инвестирования очень волатильны (цены на активы быстро меняются – могут расти, а могут падать). К агрессивным инвестициям можно отнести, например, инвестиции в недвижимость и в акции.

 Кредит - денежная ссуда, выдаваемая банком (или другой кредитной организацией) на определенный срок на условиях возврата и оплаты процентов за пользование кредитом. Все условия кредита (сумма, срок, проценты и т.д.) прописываются в кредитном договоре.
 
Потребительский кредит – ссуда, которая предоставляется физическому лицу для приобретения товаров или услуг личного потребления. Пример потребительского кредита – кредит на образование или на ремонт квартиры.
 
Автокредит тоже является разновидностью потребительского кредита – это ссуда на приобретение автомобиля.
 
Ипотечный кредит – заем на покупку или строительство жилья, предоставляемый под залог приобретаемого жилья. Залог является обеспечением кредита и действует, пока заемщик не погасит кредит. То есть, если заемщик в положенный срок не возвращает ссуду и проценты по ней, то кредитная организация продает недвижимость, приобретенную за счет ипотечного кредита, и гасит таким образом долг заемщика.

 Материнский капитал введен в России с 1 января 2007 года Федеральным законом №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
 
Материнский капитал может быть получен только один раз – за рождение (усыновление) второго ребенка в семье, либо за последующего, если при рождении второго права на материнский капитал не оформлялись.
 
Документом, подтверждающим право на получение материнского капитала, является сертификат, который выдается территориальным отделением Пенсионного фонда России.
Оформить сертификат на получение материнского капитала можно в любое время после рождения ребенка.
 
Заявление на использование материнского капитала подается по истечении 3 лет со дня рождения ребенка. Исключением является случай, когда средства материнского капитала направляются на погашение основного долга или процентов по займам и кредитам на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечным кредитам.

Средства материнского капитала можно получить только путем безналичного расчета, направив их:
• На улучшение жилищных условий;
• На образование ребенка;
• На формирование накопительной части пенсии матери.
 
Материнский капитал ежегодно индексируется. В 2013 году его размер составляет
408 тысяч 960 рублей 50 копеек.

Страхование - это защита имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).
 

 

Возможное событие, на случай которого оформляется страховка, называется страховым риском, а фактическое наступление этого события – страховым случаем.
 

 

В страховании участвуют две стороны – страховщик и страхователь.
 

 

Страховщик – это организация, имеющая лицензию на осуществление страховой деятельности и занимающаяся страхованием.
 

 

Страхователь – юридическое или физическое лицо, заключающее со страховой фирмой договор страхования и выплачивающее страховые взносы (страховые премии).
 

 

Страховщик и страхователь заключают договор страхования, в котором прописывается страховая сумма – денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан выплатить страхователю компенсацию (страховую выплату) при наступлении страхового случая.

Исходя из размера страховой суммы рассчитываются страховые взносы и размер страховой выплаты. Страховые выплаты производятся за счет средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.