Справочник | Личные финансы

Справочник


Бюджет
(от англ.budget – сумка) - роспись денежных доходов и расходов, составляемая для государства, местных органов управления, фирм, компаний, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период (год, квартал, месяц).

План, в котором расписаны доходы и расходы отдельно взятого человека на определенный период времени, - это личный бюджет.

Любой бюджет имеет приходную и расходную части, содержит указания на источники поступлений доходов и направления расходования средств. Доходы и расходы в бюджете должны быть согласованы между собой.

Бюджет может быть профицитным и дефицитным. В профицитном бюджете доходы превышают расходы, в дефицитном наоборот – расходы больше доходов.

Бюджетная система России состоит из четырех уровней, что обусловлено федеративным устройством государства:

1. Федеральный государственный бюджет РФ

2. Бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, областные и т.д.)

3. Бюджеты районов и городских округов

4. Бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет – это центральный фонд денежных средств, основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Бюджеты субъектов РФ – это бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краев и областей, бюджеты городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, предназначенные для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местные бюджеты – это районные бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты поселений, предназначенные для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Совокупность всех уровней бюджета на определенной территории образует консолидированный бюджет.

Текущий счет — это счет, который используется для хранения денег и проведения расчетов. Текущий счет позволяет как снимать, так и вносить средства.

Пример текущего счета – счет, на который работодатель перечисляет сотрудникам заработную плату. К текущему счету можно «привязать» пластиковую карту и использовать ее для снятия (или внесения) денежных средств через бакомат, а также для безналичной оплаты покупок и услуг (в т.ч. через интернет-банкинг).

Сберегательный счет – счет, предназначенный для хранения свободных денежных средств и получения с них процентного дохода. Проценты на средства, находящиеся на сберегательном счете, начисляются по ставке годовых, установленной банком, и каждый месяц зачисляются на счет.

Для того, чтобы открыть банковский счет для начала вам нужно выбрать подходящий банк и выбрать подходящий вклад. Открывайте счет в крупном банке, у которого есть филиалы во многих городах России, который работает уже много лет и успешно пережил кризисы.

Определяясь с банком и со вкладом, не забывайте о том, что процентная ставка - далеко не единственная характеристика банковского счета.

1.    Для открытия счета необходимо прийти в банк с паспортом.

2.    Обратиться в отдел по работе с физическими лицами и заключить договор банковского счета.
3.    Проверить правильность данных, внесенных сотрудником банка в договор (ФИО, паспортные данные, адрес, тел.и т.д.), убедиться, что на договоре стоит круглая печать банка и только после этого поставить свою подпись.
4.    Получить свой экземпляр договора.

Банковская карта – пластиковая карта, «привязанная» к счету в банке (его еще называют карточным). Может использоваться для снятия наличных денег через банкомат, безналичной оплаты товаров и услуг, пополнения счета.

Банк, выпустивший карту, называется ее эмитентом.
Каждой карте банк присваивает уникальный номер из 16 цифр и пин-код – код из четырех цифр, выдаваемый вместе с картой и находящийся в запечатанном конверте. То есть пинкод знает только владелец карты. Пинкод необходим для операций с банкоматом.

Каждая банковская карта имеет свой срок действия – он указан лицевой стороне карты. По истечении срока действия карта подлежит замене.

Банковский вклад (депозит) – это денежные средства, которые размещаются в банке на определенный срок и под определенный процент. Проценты по депозиту – это плата банка за пользование деньгами клиента. При открытии депозита банк и вкладчик заключают договор, где прописываются все условия вклада (срок, проценты и т.д.), права и обязанности сторон.

Налог – это обязательный платеж, который взимается государством с физических и юридических лиц (организаций). Налогообложение в России регулируется Налоговым кодексом, который предусматривает для физических лиц

 Интернет-банкинг – технология дистанционного банковского обслуживания, предоставляющая клиенту доступ к его счету через интернет-сайт банка. Для подключения интернет-банкинга необходимо обратиться в банк. Некоторые банки предоставляют возможность подключения интернет-банкинга через банкоматы.
При подключении клиенту выдается логин и пароль для входа в личный кабинет на сайте банка. После первого входа в систему интернет-банкинга пользователь может поменять логин (не во всех банках) и пароль. При этом банки настоятельно рекомендуют сразу поменять пароль.
Через интернет-банкинг клиент может:
• Проверять состояние своего счета;
• Переводить деньги на счет другого человека (или на свой собственный) в этом же или в другом банке;
• Совершать платежи за коммунальные услуги, интернет, сотовую свзязь и мн. др.;
• Блокировать свою банковскую карту;
• Запрашивать выписки по счетам, распечатывать чеки;
• Формировать заявки на выпуск пластиковых карт, в том числе кредитных;
• Открывать вклады.
Интернет-банкинг позволяет избежать посещения банка, очередей к операционистам или к банкоматам. Дает круглосуточный доступ к управлению своим счетом.
При совершении операции через интернет-банкинг требуется подтвердить операцию введением одноразового пароля. Одноразовые пароли могут выдаваться банком при открытии счета и оформлении банковской карты, могут выдаваться банкоматами, либо приходят на указанный в договоре сотовый телефон – во всех банках по-разному.
Для подтверждения операции на сайте банка никогда не требуется введение пин-кода банковской карты!

 Интернет-магазин – это сайт, который позволяет дистанционно выбирать товар и оформлять заказ на него.

Вам нужно будет сделать, следующие: 
1. Посмотрите, как долго интернет-магазин работает на рынке. Многолетний опыт работы говорит о том, что фирма серьезная и ей можно доверять.

2. Изучите сайт магазина: есть ли у него физический адрес, офис, стационарный городской телефон. Вся эта иформация должна быть размещена на главной странице сайта. Позвоните по указанному номеру, уточните адрес и лично посетите офис магазина. Если на сайте не указан адрес, а всего лишь сотовый телефон, откажитесь от покупок в таком магазине.

3. Оцените оформление сайта: серьезный интернет-магазин всегда заботится о том, чтобы сайт был сделан качественно, имел понятный и удобный интерфейс.

4. Обратите внимание на домен, на котором размещен сайт. Это обязательно должен быть домен второго уровня с платным хостингом. Серьезные интернет-магазины размещают свои сайты на платных серверах, а не на бесплатных площадках типа narod.ru

5. Посмотрите на статистику посещаемости сайта (по счетчику внизу странички). Высокая посещаемость говорит о том, что сайт популярен и его услугами пользуется много людей.

6. Сравните цены интернет-магазина с ценами конкурентов. Слишком низкая или слишком высокая цена – повод насторожиться.

7. Выбирайте интернет-магазин, предлагающий несколько способов оплаты товара. Самый надежный способ – наличная оплата курьеру при доставке или банковской картой в офисе магазина. Предлагая клиенту такие способы оплаты, магазин и сам берет на себя определенные обязательства и затраты. Желательно, чтобы на сайте магазина были выложены его банковские реквизиты.

8. Убедитесь, что на сайте четко прописаны способы оплаты, условия, сроки и стоимость доставки. «Плюсом» является оперативность доставки: значит товар уже есть на складе и вам не придется долго ждать.

9. Посмотрите, какие способы обратной связи предлагает интернет-магазин. Лучше, если их несколько: электронная почта, телефон, ICQ.

10. Оцените ассортимент каталогов. Солидный интернет-магазин, как правило, предлагает клиентам большой выбор товара.

11. «Протестируйте» характер общения менеджера магазина с клиентом. Даже если магазин вас устраивает по всем критериям, позвоните туда, уточните какие-то характеристики товара, которые вам и так уже известны, – это нужно, для того чтобы понять, как общается менеджер, владеет ли он информацией. Если ответы четкие, исчерпывающие, разговор идет в вежливом тоне, - это характеризует интернет-магазин с положительной стороны.

12. Найдите в интернете отзывы клиентов об интернет-магазине. Отзывы тех, кто уже что-то покупал, – это очень ценная информация. Неплохо поискать информацию о случаях возврата или обмена товара в интересующий интернет-магазин. Отличный источник информации – родственники или знакомые, пользовавшиеся услугами интернет-магазина.


Инвестиция
- долговременное вложение денег с целью получения прибыли.
По уровню риска инвестиции можно разделить на:

Консервативные инвестиции – инвестиции с гарантией сохранности капитала и стабильной доходностью. Доход от консервативного инвестирования небольшой (3-5% годовых), зато риски минимальны. Консервативными инвестициями являются вложения в  государственные ценные бумаги, например, в облигации Томской области. 


Умеренные инвестиции приносят больший доход (10-12% годовых), но не дают никаких гарантий доходности и сохранности капитала, так как цены на активы, в которые вложены деньги, могут временами изменяться. К умеренным инвестициям относятся депозиты, открытые в крупных банках, облигации крупнейших компаний.

Агрессивные инвестиции - инвестиции с высокой степенью риска. Могут принести как большую прибыль, так и убытки. Инструменты агрессивного инвестирования очень волатильны (цены на активы быстро меняются – могут расти, а могут падать). К агрессивным инвестициям можно отнести, например, инвестиции в недвижимость и в акции.